// you’re reading...

мемори

Кэрил Черчилл (Caryl Churchill)

 

Сейчас англичанке Кэрил Черчилл семьдесят один год, она - один из самых оригинальных и известнейших драматургов Великобритании, постоянный автор лондонского театра Royal Court Theatre. Кэрил Черчилл по праву считается одной из ключевых фигур современной британской драматургии, ее пьесы не один десяток лет с успехом идут по всему миру, ее диалоги приводят как образец драматургического мастерства на занятиях с начинающими авторами, она завоевала самые престижные театральные премии. «Она пишет как пророк, поэт, абсурдист, политик, сатирик», - твердит о Черчилл лондонская пресса. При всем этом, пару лет назад в России ее имя было знакомо лишь узкому кругу специалистов. В 2004-2006 годах Британский Совет проводил проект по представлению современной британской драматургии в России. В рамках проекта на конкурсной основе были отобраны 20 молодых переводчиков из разных городов России, которые на протяжении двух лет переводили на русский язык пьесы ведущих современных британских авторов. Кульминацией проекта стал фестиваль современной британской драматургии, прошедший в июне 2006 года в Москве, после которого журнал «Иностранная литература» впервые представил Кэрил Черчилл с пьесой «Там вдали» в переводе Анны Гениной читающей российской публике. Фестиваль послужил своеобразным «катализатором» - многие российские театры заинтересовались переведенными пьесами. Первой театральной постановкой Черчилл в России стала пьеса про детишек-клонов “Количество”, поставленная Михаилом Угаровым в МХТ Чехова. “Там вдали”, срежиссированная тем же Угаровым, была затем поставлена в театре “Практика”. В том же году в нескольких российских театрах прошли сценические читки других ее пьес - «Родня» и «Топ Гелз». А в мае 2008 года спектакль «Там вдали» в постановке Олега Рыбкина вышел в свет на сцене Красноярского драматического театра.

 

Кэрил Черчилл родилась 3 сентября 1938 года в Лондоне. Во время II Мировой войны семья Кэрил эмигрировала в Канаду, в Монреаль, и детство ее прошло в воспетом поэтами-романтиками Озерном краю. Там она обучалась в Трафальгарской школе для девочек. Для поступления в университет Кэрил вернулась в Англию и в 1960 году закончила Леди Маргарет Холл в Оксфорде со степенью бакалавра по английской литературе. Здесь она начала карьеру драматурга, написав три пьесы для постановки в студенческом драматическом кружке: «Внизу» (Downstairs), «Тебе не надо бояться» (You’ve No Need to be Frightened) и «Прекрасное времяпрепровождение» (Having a Wonderful Time). Пьеса «Внизу», впервые поставленная в 1958 году, завоевала премию в Национальном союзе Sunday Times Фестиваля Драмы Студентов.

В 1961 году она вышла замуж за Дэвида Хартера (David Harter), юриста из Оксфорда. Занимаясь воспитанием трех сыновей, она начала писать короткие радио постановки для Би-би-си (BBC), такие как «Муравей» (The Ants, 1962), «Томящийся от любви» (Lovesick, 1967),  «Не, не, не хватает кислорода» (Not, Not, Not, Not Enough Oxygen, 1971), «Болезнь нервов Шребера» (Schreber’s Nervous Illness, 1972). Этот жанр заставил Черчилл разработать определенный стиль, который позволил ей добиться успеха в дальнейшей работе и освободил ее от ограничений, он позволил ей, например, писать очень короткие сцены или сделать большие скачки во времени и пространстве. После успеха радио постановок, Черчилл написала несколько телепьес, первой, транслировавшейся на канале Би-би-си в 1972 году, стала «Жена Судьи» (The Judge’s Wife). Кроме нее, были экранизированы «Послеобеденная шутка» (The After Dinner Joke, 1978) и «Преступления» (Crimes, 1982).

И в этом же 1972 году она написала свою первую профессиональную сценическую постановку «Собственники» (Owners), премьера которой состоялась в Лондонском Королевском Театре Royal Court Theatre - центре современной драматургии. В пьесе очень явственно проявились основные социалистические взгляды Черчилл, «Собственники» по сути являются критикой всевластия капиталистов.

В 1974-1975 годах Черчилл была принята штатным драматургом Royal Court Theatre и начала сотрудничество с такими известными театральными группами, как Joint Stock Theatre Company и Monstrous Regiment (театральное феминистское объединение), подход которых отличался использованием длительного периода в мастерской при разработке новых пьес. Работая с ними, Черчилл постоянно использовала импровизационные приемы. В этом сотрудничестве был поставлен целый ряд постановок, получивших признание публики и критиков, в том числе «Свет, сияющий в Бакингемшире» (Light Shining in Buckinghamshire, 1976), «Девятое облако» (Cloud Nine, 1979) и другие. «Девятое облако», где действие происходит отчасти в британской колонии Викторианской эры, и рассматриваются взаимоотношения людей разных поколений, вовлеченных в колонизацию, создающее комический и поучительный эффект, получило наибольший резонанс.

Позже Черчилл напишет: “Это был новый способ работы… Я чувствовала, что это стимулировало меня в связи с открытием больших идей и огромной энергии, я чувствовала новые возможности”. Работа с Monstrous Regiment и Joint Stock преобразовала ее как драматурга: «Хотя я все еще иногда хотела писать одна, мое отношение ко мне непосредственно, моя работа были в основе надолго изменены».

Кроме Royal Court Theatre постановками Черчилл заинтересовались другие театры. «Еще три бессонных ночи» (Three More Sleepless Nights) в 1980 году были поставлены в театре Soho Poly в Лондоне.

Постепенно творчество Черчилл становится менее и менее живущим по реалистическим законам, в ее постановках начинают развиваться темы феминизма. «Топ Гелз» (Top Girls) несет общеженский характер и фокусируется на главной героине Марлен, которая приносит в жертву дом и семейную жизнь для достижения успеха в мире бизнеса. Половина действия происходит за праздничным столом на званом обеде в Лондонском ресторане, где Марлен смешана с историческими и выдуманными женщинами, достигшими успеха в мире мужчин, но всегда с какими-то издержками. Вторая половина действия происходит в семье Марлен, где она расплачивается за свои стремления. Премьеры этой постановки состоялись в 1982 году в Театре Royal Court в Лондоне и в Joseph Papp’s Public Theatre в Нью-Йорке.

Дальнейшие постановки Черчилл были также написаны при участии Joint Stock и Monstrous Regiment, совместно с Дэвидом Ланом, - это «Фен» (Fen, 1983) и «Полный рот птиц» (A Mouthful of Birds, 1986).

В 1987 году в Royal Court Theatre была впервые показана пьеса «Серьезные деньги» («Serious Money»), она получила премию Evening Standard Award как «Лучшая комедия года» и награду Лоуренса Оливье и Би-би-си (Laurence Olivier/BBC) как «Лучшая современная пьеса». «Серьезные деньги» – это пьеса в стихах, коммерчески и критически одна из самых успешных пьес Черчилл, которая бросает сатирический взгляд на фондовый рынок, она получила огромное признание, высмеивая жестокое поведение городских торговцев и биржевых маклеров, частично потому что была поставлена как раз после краха фондовой биржи 1987 года. Пьесы «Топ Гелз», «Девятое облако» и «Фен» также получили престижные театральные премии.

С 1990-х годов драматургия Черчилл переместилась все больше в смешанный мир текста, танца, и музыки. Другими словами, Черчилл пересекла драматический спектр, от слов и одних только звуков в ее радио-постановках к большему акценту на движение. В 1990 году был написан «Безумный Лес» (Mad Forest, 1990). Идея пьесы возникла после посещения Румынии, с желанием узнать и понять больше о событиях вокруг падения Чаушеску. В конечном итоге в пьесе отображен ущерб, принесенный жизни людей в результате репрессий и болезненных трудностей перемен.

В то время как карьера Черчилл продолжала удачно развиваться, ее пьесы становились все более и более оригинальными и менее и менее склонными к реализму. Ее пьеса 1994 года «Скрайкер» (The Skriker, 1994) - это исследование современной городской жизни, которая следует в поиске любви и мести, где Черчил использует ассоциативную логику мечты. В 1997 году Черчилл пишет пьесы «Отель» (Hotel)  и «Синее сердце» (Blue Heart). А в  1998 - «Жизни Великих Отравителей» (Lives of the Great Poisoners), которые вычерчивают в песне и танце убийственные пути четырех заключенных различных эпох.

 

В 2000 году в Королевском Театре состоялась премьера спектакля Кэрил Черчилл «Там вдали» (Far Away), постановщиком которого выступил Стивен Далдри (Stephen Daldry). Музыку для спектакля написал Майкл Галант (Michael Gallant) – музыкант и певец, живущий в Сан-Франциско.

Пьеса «Там вдали» была написана Черчилл под непосредственным впечатлением от событий в Югославии, но в тексте нет никаких примет времени и места. Зрители могут сами домыслить географические и временные координаты - Германия или СССР 1930-х, Руанда 1970-х и 1990-х, Афганистан, Ирак, Чечня третьего тысячелетия от Рождества Христова… к сожалению, список можно продолжать долго.

Кажется, что человечество за всю многовековую историю вражды, войн и кровопролитий ничему не научилось, разве что умению ненавидеть и убивать. Пьеса Кэрил Черчилл об этом. О том, что если мы не остановимся, не изменимся, не перестанем создавать нарядные шляпы для парада смертников, то жуткий и невероятный апокалипсис третьего акта станет для нас реальностью. И еще о том, что каждый из нас разделяет коллективную ответственность за происходящее, потому что каждый из нас когда-то перестал задавать вопросы, принял безумие мира за норму. Как говорит в своем последнем монологе Джоан: «Когда ты делаешь первый шаг (в воду), ты еще не знаешь, что произойдет потом. Но в любом случае ты уже по щиколотку в воде».

Британский театровед Эмми Нора Лонг (Amy Nora Long), ожидая российских постановок пьесы «Там вдали», в своей статье «Российский Пересмотр британского Вторжения» отмечает, что сейчас популярные в нашей стране стили являются чаще довольно демонстративными. Российский театр заставляет обращать внимание на удивительные подвиги технического, физического или эмоционального мастерства, на громкие эмоциональные вспышки, и пока редко интересуется сдержанностью в английском стиле. Английский же театр сохраняет статус эмоциональной сдержанности. Завеса тихого реализма как бы висит в воздухе и в стиле работы, и в урегулировании даже самой абсурдной драмы. В постановке Royal Court Theatre «Там вдали» избиения, горение и полное разрушение мира обсуждено тем же самым тоном, каким можно было бы попросить утренний чай. Именно в полной нехватке эмоциональной яркости сообщен ужас событий. Сдерживание эмоций перед лицом опустошения вынуждает аудиторию задуматься и обратить внимание. На первый взгляд, кажется, что пьеса обрывается на полуслове, что у нее нет финала. Но если мы вспомним, что внутренний сюжет для Кэрил Черчилл важнее внешней канвы, монолог Джоан прозвучит как открытый финал, как слабый проблеск надежды. Очень хочется верить, что апокалипсис Кэрил Черчил останется «там вдали».

 

После постановки этого спектакля в 2001 году Черчилл издала новый перевод «Thyestes» Сенеки, а в 2002 - пьесу «Количество» (A Number), которае затрагивает тему клонирования человека. В 2005 в Национальном Театре (National Theatre) была поставлена ее новая версия Августа Стриндберга под названием «Игра Мечты» (A Dream Play).

 

Драматургия Черчилл - прежде всего организация желания, и более подробно желаний тех членов общества, которые наименее в состоянии понять их. Эти желания иногда эротичны, они являются почти всегда политическими. Они - желания, которые социальные и политические структуры не желают приспособить, - желания угнетаемого, и чаще всего, женщин. Драма находится в срыве желания, в предательстве.

С Черчилл всегда есть чувство, что непомерные, утопические желания должны быть исследованы, но, кроме того, и препятствия, на которые они наталкиваются. Возможно в результате этого, многие из ее пьес показывают близкое безумство антиобщественной страсти. О Черчилл часто думают как о драматурге, который пишет на исторические темы, но это лишь частично верно. В ее произведениях между серединой 1970-х и серединой 1980-х, - «Винегар Том» и «Свет, сияющий в Бакингемшире» - действие происходит в Англии семнадцатого столетия. Широко употребляя документальный материал, обе пьесы отображают исторические предметы - преследование ведьм и английскую гражданскую войну, и оба бросают вызов популярному восприятию этих событий. Черчилл не желает преподносить женщин как предательских обвинителей, а подчеркивает, что так называемые ведьмы были наказаны только потому, что они были женщинами: женщины «на краях общества, старого, плохого, единственного, сексуально нетрадиционного». «Свет, сияющий в Бакингемшире» анализирует: кто был реальным проигравшим в гражданской войне. Ни у одной из этих пьес нет центрального главного героя или героини, потому что Черчилл менее обеспокоена описанием судьбы людей, чем их групп.

Следующие «исторические» пьесы Черчилл «Девятое облако» и «Топ Гелз» рассуждают, насколько отношения к сексуальному поведению изменились между 1879 и 1979. Каждый акт посвящен своей эпохе, один - имперской Африке, другой - современному Лондону - с теми же самыми характерами. В то время как твердо патриархальные меры Викторианской эры были ослаблены, Черчилл считает, что мы были бы глупы предположить, что наша «освобожденная» эра не обладает предубеждениями и мерами власти. «Топ Гелз», тем временем, отказывается от любых заявок на историческую точность периодов и культурных фонов, чтобы праздновать поощрение современной женщины, Марлен. На званом обеде празднуется достижения и борьба шести женщин в пьяном погроме. Остальная часть пьесы подвергает сомнению празднование первой сцены, исследуя судьбу малообразованных, трудящихся женщин.

Как многие из ее поколения под влиянием Брехта, Черчилл сторонится общей канвы, одобряя вместо этого эпизодический подход к рассказыванию историй. Ее пьесы имеют тенденцию быть построенными из многих свободно связанных сцен, которые не обязательно легко соединяются друг с другом, а скорее растут через копирование, общую картину. Одна из особенностей стратегии Черчилл в заговоре - сопоставлении двух радикально противоположных театральных миров. Эта техника используется в «Девятом облаке» со столкновением между 1879 и 1979, так же как и в «Топ Гелз», где экстраординарная фантазия званого обеда контрастирует с обычным миром рабочего места и дома. Эта «контрапунктовая» структура также используется к различным степеням в «Гостинице» (Hotel, 1997) и «Там вдали» (Far Away, 2000), но возможно наиболее поразительно в «Синем Сердце» (Blue Heart, 1997). Синее Сердце состоит, фактически, двух коротких пьес, «Желание Сердца» и «Синий Чайник». Не всегда показывая явно, какие связи существуют между двумя частями таких контрапунктовых пьес, Черчилл открывает место вопросам и неуверенности, которую должна задать аудитория.

«Контрапункт» - конечно термин от музыки, и существенно, что в последние годы Черчил повернулась все больше к театру, который включает музыку и особенно танцы. Использование танца может быть замечено в «Синем Сердце», эта пьеса использует танец вместо разговора. Повторение, с небольшими изменениями в различных шагах, тех же самых движений снова и снова в «Желании Сердца» позволяет нам видеть такие, возможно, мирские действия как одевание жакета, открывание и закрывание холодильника и накрывание на стол. И так же, как «Желание Сердца» демонстрирует интенсивную работу тела, «Синий Чайник», может фактически, как танец, обходятся без языка. Увлечение Черчилл музыкой и театральным танцем, естественно, вовлекла ее в сотрудничество с балетмейстерами и композиторами, до такой степени, что ее работа стала еще больше коллективным предприятием.

 

Драматургию Кэрил Черчилл отличают интерес к животрепещущим социально-политическим проблемам и эксперименты с формой. Среди тем, которые исследуются в ее творчестве, роль денег в обществе, взаимоотношения полов и плата за феминизм, этические аспекты научного прогресса и творчества. Но внешний сюжет занимает ее гораздо меньше, чем сюжет внутренний интеллектуальный, неожиданные ходы и повороты в обсуждении темы оказываются не менее занимательными, чем событийные перипетии. Черчилл часто сознательно создает ситуацию исторического анахронизма, в ее пьесах встречаются герои, жившие в разные эпохи, в разных странах. Но такой парадоксальный подход к построению сюжета создает особое драматургическое напряжение. Каждое слово в ее пьесах продумано и взвешено, диалог отточен - опыт работы на радио, где драматургу и актерам не спрятаться за декорациями, костюмом и световыми эффектами, оказал влияние на все творчество Черчилл.

Кэрил Черчилл уже признана лучшим драматургом, пишущим на английском языке и ведущей английской женщиной-писателем. Ее характеризуют как постмодернистского драматурга, отдавая должное заявленным ею темам и технике. В 2001 году она была награждена премией, которая присуждается драматургам за многолетнюю успешную деятельность: Obie Sustained Achievements Prize.

Сейчас Кэрил Черчилл живет в Лондоне. Последняя, написанная ею пьеса,- «Достаточно ли выпито, чтобы сказать, что я люблю тебя?» (Drunk Enough to say I Love You?, 2006), премьера которой состоялась в Королевском Театре зимой 2006 года.

 

Призы и награды Кэрил Черчилл

1958   Sunday Times/National Union of Students Drama Festival Award   «Внизу» (Downstairs)

1961   Richard Hillary Memorial Prize

1981   Obie Award for Playwriting   «Девятое облако» (Cloud Nine)

1982   Obie Award for Playwriting   «Топ Гелз» (Top Girls)

1983   Susan Smith Blackburn Prize   (runner-up)   «Топ Гелз» (Top Girls)

1984   Susan Smith Blackburn Prize   «Фен» (Fen)

1987   Evening Standard Award for Best Comedy of the Year   «Серьезные деньги» (Serious Money)

1987   Evening Standard Award for Best Comedy of the Year   «Серьезные деньги» (Serious Money)

1987   Obie Award for Best New Play   «Серьезные деньги» (Serious Money)

1987   Susan Smith Blackburn Prize   «Серьезные деньги» (Serious Money)

1988   Laurence Olivier/BBC Award for Best New Play   «Серьезные деньги» (Serious Money)

2001   Obie Sustained Achievement Award

 

Discussion

Comments are disallowed for this post.

Comments are closed.