// you’re reading...

мемори

Оливер Голдсмит (1728-1774) (Goldsmith, Oliver)

 

Британия! Услышав этот звук,
Мой дух летит на твой цветущий луг,
К полянам, что долин аркадских краше,
К озерам чистым, чьи глубоки чаши.
Оливер Голдсмит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если бы английским литераторам, современникам Оливера  Голдсмита, дано было узнать, что 250-летие со дня рождения их незадачливого собрата по перу будет отмечено в далекой России выходом книги его сочинений, они бы, без сомнения, немало тому подивились. Ведь настоящее признание пришло к нему, в сущности, только после его безвременной  кончины. Лишь  тогда  современники стали сознавать, каким глубоким, тонким, изящным и удивительно разносторонним талантом он обладал и сколь многим обязана  ему  английская литература.

В латинской эпитафии, которую сочинил глава английского литературного Олимпа, выдающийся лексикограф и критик доктор Сэмюел Джонсон, среди прочего говорилось, что Голдсмит “…вряд  ли  оставил  какой-либо  род  литературы незатронутым и украшал все, что затрагивал”.  Слова  эти  в  высшей  степени справедливы. Голдсмит и  в  самом  деле обнаружил едва ли не одинаковую одаренность в драме, лирике, эпосе и журналистике.

 

Оливер Голдсмит отнюдь не был баловнем судьбы, он родился 10 ноября 1730 в ирландском Палласе, в местечке Лиссое и был одним из семерых детей священника Англиканской церкви. Его дед и отец были сельскими священниками с приходом таким маленьким, что хочешь - не хочешь, а нужно было, засучив рукава, самим браться за плуг. По сути дела они были священниками из мужиков, хоть и достаточно самостоятельных. Образование Оливеру дать было трудно, во всяком случае, такое, какое полагалось джентльмену. Обучали его из милости. Учился он сначала в сельской школе в Элфине, Атлоне и Эджуортстауне. А в 1745 поступил в колледж Святой и нераздельной Троицы в Дублине. Не имея средств, чтобы платить за обучение, он, согласно правилам, должен был прислуживать богатым студентам, снося при этом их насмешки и презрение. В свободное от занятий время он подметал двор, чистил туфли знатным однокашникам, прислуживал за столом, нес за ними учебники, когда они шествовали в аудитории. Питался он объедками с преподавательского стола и три года ходил в костюме средневекового слуги. Учился плохо, и его считали тупицей. Фантазер и непоседа, робкий и впечатлительный, он тяготился царившими там серостью и мертвечиной, а также грубостью и жестокостью своих наставников. Не удивительно, что он мечтал бежать оттуда хоть в Америку.

Тем не менее 27 февраля 1750 в колледже Голдсмит все же получил степень бакалавра искусств и получил право держать экзамен по любой из четырех «ученых профессий» - богословию, юриспруденции, медицине и музыке. Стезя богослова его никак не устраивала, и он успешно провалился на экзамене в епархии. Родственники, те, что побогаче, хотели отправить его в Лондон изучать юриспруденцию, но он не доехал до места, а, повстречав в Дублине старого товарища, проиграл деньги в каком-то кабаке. Затем выбор пал на медицину. Лучший медицинский факультет в Европе был тогда в Эдинбурге, и в октябре 1752 он поступил на медицинское отделение Эдинбургского университета. Два года Оливер исправно посещал лекции, а потом его потянуло вдаль. Так и не получив диплома, самопровозглашенный «доктор Голдсмит» отправился в путешествие по Европе. Выбраться на континент удалось не без труда. Пока корабль ожидал попутного ветра, Голдсмит коротал время в полюбившейся ему компании разбитных шотландцев, с которыми и был арестован. Они оказались французскими агентами, и неудачливому путешественнику пришлось две недели кормиться тюремной похлебкой, пока не выяснилось, что он не состоит на службе иностранной державы.

В 1754 он приехал в Лейден, якобы для обучения у великого анатома Б. С. Альбинуса, где слушал лекции по медицине, там он оставался до весны 1755. Когда вышли деньги, он двинулся пешком в Париж, где тоже был медицинский факультет, и, кроме того, можно было познакомиться с Дидро и Вольтером (об этом неудавшемся знакомстве он рассказал подробнейшим образом). А потом в Италию, через Германию и Швейцарию. Затем недолго пробыл в Риме и уехал оттуда с дипломом доктора медицины.

Он путешествовал по Европе не в карете, а пешком, с котомкой за плечами и с флейтой, ночевал в стогах сена. Играя на крестьянских праздниках, он зарабатывал себе на хлеб, а иногда принимал участие в ученых диспутах при университетах: за это  кормили и давали ночлег. Покинув родину в 24 года, он, по выражению одного из его героев, чувствовал себя в суровом мире, словно римский гладиатор, выпущенный на арену без доспехов.

Угроза войны и полное безденежье вернули Голдсмита домой. Приблизившись к Ла-Маншу, он обнаружил, что дальше пешком не пройдешь, но обтрепанного путешественника подобрала труппа английских комедиантов, и прежде, чем выяснилось, что сценическим талантом его Бог обделил, он перебрался в Англию, и в начале февраля 1756 объявился в Лондоне.

Та прозаическая и суровая эпоха, в которую довелось жить Голдсмиту, получила название “промышленного переворота”. На глазах исчезала сельская Англия: менялся пейзаж страны, и вместо живописных хижин возникали казарменного вида фабричные постройки и дымили трубы. Исчезал устойчивый, давний крестьянский уклад, который хотя и был связан с повседневным тяжелым трудом, но все же создавал иллюзию самостоятельности. Крестьянин жил на земле отцов и дедов, он был звеном в этой непрерывной череде и умирал с сознанием, что прожил жизнь в соответствии с заветами предков. И пусть это был застойный, замкнутый мирок с ограниченными представлениями, но человек ощущал себя членом сельской общины с ее традициями. Здесь вся его жизнь была на виду, он мог пользоваться уважением и сознавать свою значимость в этом устойчивом микромире.

Согнанный с родного надела, он превращался в фабричного paбочего. В тяжелом крестьянском труде была своя поэзия - она проистекала из связи этого труда с природой, со сменой времен года и календарной обрядностью. Теперь эта живая связь была разрушена. Утратив  свой  угол,  утратив  все  прежние  связи,  человек  превращался  в песчинку, в придаток ненавистного ткацкого станка, а то и просто в бездомного, преследуемого законом бродягу. И как всегда бывает в периоды огромных  общественных катаклизмов, чувство бездомности, затерянности и беззащитности стало уделом широких масс английского народа. Это чувство стало в высшей степени близким и понятным Голдсмиту, чьи молодые годы были бродяжническими и бесприютными.

Когда после странствий по дорогам Европы Голдсмит возвратился в Англию, у него не было ни гроша за душой. Он устроился помощником аптекаря, затем пытался зарабатывать на жизнь преподаванием и врачебной практикой. Работа аптекарем и врачом не сложилась, учителем тоже. Бедствуя и перебиваясь случайными заработками, он с горькой иронией сообщал своим родственникам, что решил, наконец, взяться за ум, остепениться и стать бережливым, и посему отказывается от горячего ужина, кладет меньше сахара в чай, а стены своей комнаты вместо картин решил украсить собственноручно написанными (оно и дешевле выйдет) мудрыми наставлениями: “Гляди в оба! Не упускай случая! Теперь деньги - это деньги! Если у тебя есть тысяча фунтов, ты можешь расхаживать, сунув руки в карманы, и говорить, что в любой день в году ты стоишь тысячу фунтов. Но попробуй только истратить из ста фунтов хотя бы один фартинг, и тогда это уже не будет сто фунтов”.

В первый раз Голдсмиту повезло с работой, когда он устроился корректором в типографию Ричардсона. Здесь обнаружилось, что он прирожденный литератор, ведь еще в Дублине он прирабатывал стихотворной рекламой. Он стал рецензировать книги для Р. Гриффитса в «Мансли ривью», а затем для Т. Смоллетта в «Критикэл ривью». Первая его книга «Исследование о современном состоянии словесности в Европе» вышла в апреле 1759 и получила благожелательные отзывы. На волне ее успеха Голдсмита пригласили в журнал «Пчела», его публицистические очерки стали печатать в большом количестве в лондонской прессе. Среди множества начинающих авторов его выгодно выделяли изящество и лёгкость слога.

12 января 1760 Голдсмит начал публиковать в «Паблик Леджер» Д. Ньюбери свои «китайские письма». Это были прекрасные образцы чрезвычайно популярного в ту  пору  жанра короткого журнального очерка - эссе (хотя Голдсмит обращался к нему только в  начале своего творческого пути). Именно в этом не скованном никакими правилами жанре, в котором так свободно проявляются индивидуальные склонности и вкусы автора, и где так необходима краткость, невымученность и афористическая отточенность языка, сложился стиль прозы Голдсмита, гибкой и артистичной. «Китайские письма» - большая серия памфлетов и юмористических зарисовок английской жизни, написанных от лица китайского философа, побывавшего в Европе. Эти социально-бытовые очерки с сатирическим подтекстом принесли ему славу и позволили войти в кружок интеллектуалов во главе с Сэмюэлом Джонсоном, Эдмундом Берком и Джошуа Рейнольдсом.

Неподражаемые щеголь Тибс и Господин в черном вдохнули жизнь в наблюдения его путешественника-китайца. Целиком его первая значительная книга из 123-х  таких очерков была опубликована в 1762 под названием «Гражданин мира, или Письма китайского философа, проживающего в Лондоне, своим друзьям на Востоке» (A Citizen of the World), и Голдсмит сразу оказался в ряду самых заметных журнальных авторов XVII в.

В начале 1764 он стал действительным, т.е. «представляющим литературу», членом знаменитого Клуба, основанного художником Дж. Рейнолдсом и знаменитым критиком и лексикографом С. Джонсоном. В конце того же года, 19 декабря, вышла его первая поэма «Путник» (The Traveller), написанная между делом во время скитаний по Европе. В этой философской книге автор, впервые представший как талантливый поэт, размышляет о национальных различиях и общем знаменателе человеческой натуры. Он сопоставляет национальные обычаи и степень удовлетворенности жизнью в различных уголках Европы, ведь Голдсмит много повидал и мог сравнивать жизнь разных народов, их нравы. «Путник» был опубликован в Лондоне и принес ему славу.

В первую очередь он создал ему литературную репутацию среди знатоков и профессионалов. Серьезной в те времена почиталась лишь та слава, которая основывалась на создании поэтических произведений и притом в серьезных жанрах. Поэму Голдсмита следовало бы скорее назвать морально-философским размышлением в стихах. Судя по ней, только в своей душе - и это очень характерно для мироощущения сентиментализма - человек может найти источник счастья, оно зависит не столько от вне его лежащих обстоятельств, сколько от внутренних ценностей, заключенных в человеческом сердце. Наконец, в финале поэмы в сущности уже кратко обозначен замысел его второй  поэмы - “Покинутая деревня”, а образ бесприютного странника стал впоследствии излюбленным героем романтической поэзии.

Наконец-то писатель начал зарабатывать неплохие деньги, но он их тут же спускал. Несмотря на необыкновенное трудолюбие, привычка жить на широкую ногу постоянно втягивала его в долги, и он был вынужден зарабатывать составлением компилятивных историй Греции, Рима и Англии. Голдсмит не мог устоять при виде бутылки и не знал, когда подняться из-за карточного стола, любил прихвастнуть, вспоминая какой-нибудь эпизод из своей жизни. Вообще он был очень неказист – маленький и конопатый. Зато великодушный и щедрый до расточительности. Однажды в зимнюю пору, встретив на улице босоногого бедняка, Голдсмит привел его к своему дому и, поднявшись к себе, выкинул ему из окна собственные туфли - последнюю пару. В другой раз отдал все свое постельное белье нуждавшейся женщине и какое-то время спал, вспоров перину и зарывшись в перья. А когда вспоминал, что и сам нищий, усаживался за карты. Иногда ему везло, но он немедленно растрачивал выигрыш. А потом даже не мог отдать деньги за квартиру. Однажды его выручил приятель художник Хогарт. Он нарисовал карикатуру на квартирную хозяйку Голдсмита, продал, а из этих денег ей заплатил.

Как-то раз в 1762 году, когда Голдсмит, опасаясь ареста за долги, боялся выйти из дома, его навестил Джонсон и спросил, нет ли у того какой-либо рукописи. Голдсмит ответил, что написал роман, но тот ничего не стоит. Это был «Векфилдский священник» (The Vicar of Wakefield), принесший ему всемирную славу. А пока что этот сентиментально-мелодраматический роман помог ему выпутаться из долгов. Только в марте 1766 г. Голдсмит решился опубликовать его.

Написанный от лица героя, сельского священника Примроза, роман живописует невероятные происшествия простодушных и доверчивых членов его семьи на фоне идеализированной сельской жизни. Благодаря легкости стиля, множеству волнующих, трогательных и смешных эпизодов книга тут же стала популярной у читателей. В семье пастора Примроза все не без чудачества. Он заказывает бродячему художнику групповой портрет своей семьи, да такой большой, что его потом не удается вынести из сарая, где он был написан. Кроме того, пастор вешает на стенку эпитафию своей здравствующей жене, работает над никому не нужными трактатами в защиту единобрачия духовенства, а его сын обменивает лошадь на 12 дюжин зеленых очков. Пастор берется исправить его ошибку и отдает вторую лошадь ни за что тому же мошеннику. Семье приходится не просто, она терпит постоянные притеснения от местного помещика, но все же жизнь деревни описана так, что смахивает на утопию.

Что самое странное - убежденный классицист Голдсмит написал сентиментальный роман. Всегда во время странствий и невзгод он с любовью вспоминал свою нищую родину, мечтал на склоне дней возвратиться в родные места и постоянно писал об этом в письмах. Любопытно, однако, что Голдсмит так ни разу  больше и не побывал в родных  краях. Бессознательно он, по-видимому, понимал, что к этой беспечальной сельской идиллии нет возврата, да и сама она едва ли когда-нибудь реально существовала именно такой, какой представлялась теперь его воображению. В его сознании, как и в сознании  тысяч вчерашних крестьян, неотступно мечтавших о возвращении к земле, к своему  хозяйству, прошлое рисовалось безыскусственной поэтической пасторалью. Вот чем обусловлена удивительная поэтизация обыденного неприметного существования, мирного досуга и скромных радостей, которая разлита на страницах романа “Векфилдский священник”.

Восемнадцатый век в английской литературе был в  первую  очередь  веком так называемого нравоописательного романа: сначала приключенческого (Дефо), повествующего о странствиях одинокого героя, о его жизненных невзгодах и борьбе за  существование в этом суровом мире. Несколько позднее появляется роман семейный (Ричардсон), повествовавший о том, что всякого рода  опасности  подстерегают человека не только в странствиях, и что жизненные драмы могут происходить и в замкнутом пространстве одного дома - драмы семейные, нравственные. Местом действия их стала английская помещичья усадьба или жилище какого-нибудь почтенного буржуазного семейства. Затем у Филдинга оба эти типа  повествования соединились в пределах одного романа, в его “Истории Тома Джонса, найденыша”. Изображение семейных нравов английского дворянства средней руки и лондонского света сочетается с миром приключений, с неожиданными дорожными встречами и быстро сменяющими друг друга эпизодами, в которых, как в калейдоскопе, мелькают люди всех званий и профессий.

Небольшой в сравнении с пухлыми английскими книгами той поры роман Голдсмита, в сущности, почти завершает собой плодотворный путь, проделанный его предшественниками в этом жанре. Книга Голдсмита ничем (кроме разве размеров), на первый взгляд, от других подобных романов не отличается. “Векфилдский священник”, в сущности, тоже семейный, домашний роман. Здесь мы встречаем знакомых нам по другим романам персонажей - деревенского помещика, священника, вельможу и, конечно же, бедного молодого человека, отправляющегося на поиски удачи, меняющего десятки профессий, чувствующего себя игрушкой в руках судьбы, доведенного до отчаяния, но все же спасающегося на краю гибели и получающего в награду за свою нравственную стойкость руку возлюбленной, а заодно и ее изрядное приданое. И здесь, в этом романе, казалось бы, господствует его величество случай, причем главным образом в самых последних трех главах, когда автор с плохо (быть  может, намеренно плохо) скрываемой поспешностью начинает вызволять своих героев из беды и нагромождает такое количество счастливых совпадений, что невольно начинаешь думать: а не посмеивается  ли он над “любезным читателем”? И здесь традиционный счастливый финал, в котором порок наказан, добродетель торжествует и дело кончается свадебным пиршеством.

«Векфилдским священником» восхищались Гете, Стендаль, Вальтер Скотт, Толстой, Лесков, Аксаков. Это была одна из самых любимых книг Диккенса. Псевдоним Боз, под которым он впервые выступил в литературе, был образован от имени одного из героев этого произведения - Мозеса.

После успеха «Священника» разносторонняя одаренность Голдсмита стала искать выражение и в драматическом жанре: 29 января 1768 его пьесу «Добрячок» (The Good-Natured Man) показал, правда, не очень веря в ее успех, Дж. Коулман в театре «Ковент-Гарден». Публика освистала «низкую» сцену с судебными приставами. Пришлось после премьеры внести в пьесу изменения, однако ни при жизни Голдсмита, ни потом «Добрячок»  успеха не имел.

В 1770 г. Голдсмит публикует поэтическую анти-идиллию «Покинутая деревня» (The Deserted Village), где оплакивается конец «милого Оберна» – обезлюдевшей деревушки, чьи обитатели были согнаны с родного места по произволу богачей. В эту поэму вновь вплелись ностальгические воспоминания об ирландской провинции, где писатель провел детство.

“Покинутая деревня” - это поэма-элегия, излюбленный жанр сентиментальной поэзии, ее издание поставило автора в один ряд с крупнейшими поэтами Англии. Она и в самом деле представляла собой в некоторых отношениях явление исключительное - до нее в английской поэзии не было произведений, проникнутых таким страстным демократическим пафосом, таким духом протеста против социальной несправедливости. В центре ее внимания - трагедия английского крестьянства в эпоху промышленного переворота. Кроме того, это еще и на редкость музыкальные стихи, но их музыкальность поражает своей естественностью, она как будто возникла сама собой. И самое удивительное, что от этой камерности и лиризма протестующая сила этих стихов не только не ослабевает, но, напротив, производит значительно большее воздействие.

Композиционно  поэма  построена свободнее, непринужденней, нежели “Путник”: она представляет собой не ряд рассуждений, поясняемых примерами, а ряд картин, реальных или возникающих в воображении поэта и вызывающих его эмоциональный отклик. Поэт словно свободно отдается охватившим его чувствам, и композицию ему  диктует сердце, что, впрочем, не мешает нам ощутить глубокую продуманность сменяющих друг друга эпизодов и интонаций.

Синтементализм в это время уже прочно утвердился в английской драматургии. Поэтому особенно удивительным выглядит театральный успех новой пьесы Голдсмита «Ночь ошибок, или Унижение паче гордости» (She Stoops to Conquer, or The Mistakes of a Night), написанную в 1773 году Голдсмитом, ничуть не обескураженным неудачей с пьесой «Добрячок». Премьера «Ночи ошибок» состоялась 15 марта 1773 года.

Среди некоторых утонченных английских литераторов – современников Голдсмита “Ночь ошибок” была названа чересчур простой и даже вульгарной. Мнение этих людей выразил без обиняков Орас Уолпол, объявивший, что муза Голдсмита, по-видимому, “притащилась с Саутверкского рынка и извозила свой подол в грязи до самых колен”. Однако у публики комедия имела огромный успех. «Ночь ошибок» стала единственной из пьес XVIII века, которая не сходила с английской сцены до самого XX века и по справедливости считается наряду со “Школой злословия” Шеридана лучшей английской комедией XVIII века.

Название «Ночь ошибок» полностью отражает всю суть действа, изящной комедии положений, действие которой происходит в 1770 году, в провинции в усадьбе мистера Хардкэстля, где всего в течение одной ночи происходит такое количество недоразумений, совершается столько ошибок, что уже кажется невозможным исправить их. Атмосфера розыгрышей, забавных каламбуров и веселых перепалок вовлекает в суматошную круговерть событий, происходящих на сцене. Разумеется, поводом для них послужила романтическая любовная история, распространенная для того времени: молодой столичный щеголь, но скромный и послушный воле своего отца, давнего друга хозяина поместья, куда он направлялся с целью познакомиться с его дочерью – молодой симпатичной особой, которую оба старинных друга прочили ему в жены. Но это только повод для создания на сцене уморительно смешных ситуаций, сопутствующих этой сюжетной линии. Действие пьесы, построенное на том, что помещичий дом приняли за гостиницу, а семью хозяев – за слуг, неправдоподобно, однако события развиваются живо и забавно. Ситуации, диалоги и поведение персонажей неотразимо смешны. Не утомляет даже длительность спектакля. Легкость, которой пронизано действие, заставляет забыть о времени и на три часа погрузиться в нескончаемый поток шуток, комических ситуаций, иногда даже откровенного фарса с легкой сатирической ноткой. Главный же замысел заключается в самой игре, поскольку актерам на сцене позволено все, и эта импровизация, подчас даже в духе нашего времени, современностью юмора дарует ощущение радости, полноты жизни, непредсказуемости и изменчивости, и нескончаемого веселья.

Центральные образы пьесы Голдсмита «Ночь ошибок» - Марло, молодой человек, застенчивый в светском обществе и развязный с «простыми», а также фарсовый герой Тони Ламкин - вошли в число лучших ролей мирового комедийного репертуара. Голдсмит, нарисовавший немало чудаков, сам был из их числа. За ним давно утвердилась репутация непутевого сумасброда, о его “чудачествах” и “странностях” складывали легенды, тогда как он просто не умел жить как все, сообразуясь с велениями здравого смысла.

Кто может похвастаться тем, что не совершал ошибок? Кто может с уверенностью сказать, что никогда не создавал вольно или невольно ситуаций, влекущих за собой неразбериху, иногда даже меняющих восприятие и поведение людей вокруг по отношению к себе или окружающим? Иной раз неверно сказанное слово искажает ситуацию настолько, что в зависимости от этого начинаешь воспринимать ее с точностью до наоборот. Это и просходит с героями спектакля, где практически все были введены в заблуждение. Но это в какой-то мере и помогло им понять правильность своего пути, открыть им глаза и из банальной ситуации выйти уверенными в своих чувствах и намерениях. Спектакли несет в себе «мысль семейную», пытаясь донести до зрителя радость семейного единения. Родственные узы считаются святыми, и итогом любого действа является добрый счастливый финал, символизирующий единство семьи, сплоченность и согласие.

Пьеса «Ночь ошибок» стала последним крупным произведением Голдсмита. После ее постановки в босуэлловской «Жизни Сэмюэля Джонсона» о нем, как об азартном игроке и острослове будет написано, что «нет человека более мудрого с пером в руке и более глупого при отсутствии оного». Так и было, благоразумие никогда не принадлежало к числу его добродетелей - ведь он был поэт. Со своим изрытым оспой лицом и даром острословия Голдсмит всегда был предметом обсуждения в лондонском обществе, чудачества и слабости постоянно с ним случались. Он мог на минуту дать волю пришедшей в голову фантазии, не по средствам и вычурно вырядиться или проявить неожиданную для такого скромного и застенчивого человека заносчивость и дерзость в обращении с высокомерными людьми. Один из друзей Голдсмита известный английский портретист того времени сэр Джошуа Рейнолдс вспоминал, что писатель, находясь в обществе, он во что бы то ни стало стремился обратить на себя внимание и готов был ради этого чуть ли не стоять на голове. Но стоит заглянуть в его письма - и тогда  начинаешь понимать, что это было следствием  тщетных  попыток приспособиться к окружающей среде, жить как все, что Голдсмиту постоянно приходилось совершать насилие над собой и что его эскапады - не что иное, как  попытки  спасти  свое человеческое достоинство.

Кстати, при внимательном взгляде на портрет Голдсмита кисти Рейнолдса нельзя не заметить, что художник тщетно старался придать его фигуре импозантность, как он это делал обычно, и сообщить лицу выражение степенной поэтической задумчивости - отсутствие светского лоска и тем более “породы” сразу же бросается в глаза. Однако за этой неказистой внешностью скрывался человек с чрезвычайно ясными этическими и эстетическими взглядами, приобретенными не в часы академических занятий, а выстраданными за годы голодной бродяжнической юности и столь же голодные годы изнуряющей литературной поденщины.

Завоевав успех в поэзии, прозе, драме, Голдсмит так никогда и не обрел уверенность в себе. Несмотря на славу и заработки, он не мог избавиться от долгов, и ему приходилось брать случайную работу, так были написаны исторические труды об Англии, Греции и Риме, жизнеописания Болингброка, поэта Т. Парнелла, законодателя мод Красавчика Нэша и, наконец, создал «Историю земли и одушевленной природы» (An History of the Earth, and Animated Nature), опубликованную посмертно в 1774. Треволнения и напряженная работа подорвали здоровье писателя. В марте 1774, работая над поэмой Возмездие (Retaliation), серией сатирических портретов современников, облеченных в форму шутливых эпитафий, с ним приключилась пустячная болезнь, но у него просто не хватило желания бороться за жизнь. Голдсмит заболел и умер в своей квартире в Темпле и был похоронен в церкви Темпла 4 апреля 1774 года.

Голдсмит не посвящал своих произведений вельможам или государственным сановникам - факт по тем временам и тем более для литератора-разночинца исключительный. В чести у властей предержащих были продажные писаки и враги передовой мысли. Но Голдсмита любили. В последний путь его провожали не только близкие друзья, но и огромная толпа почитателей.

 

Поэтическое наследие Голдсмита очень невелико, всего каких-нибудь три десятка стихотворений, а если вычесть из них то, что было написано на случай (прологи и эпилоги к  спектаклям, например), то и того меньше. Но в нем представлены почти все наиболее распространенные жанры английской поэзии, сменявшие друг друга на  протяжении XVIII века, в ее движении от просветительского классицизма к  сентиментализму и романтизму. Представлены жанры, связанные с поэтикой классицизма - стихотворная сатира на нравы, и стансы, и шутливые насмешливые  эпитафии, но одновременно мы находим у него и балладу (”Эдвин и Анжелика”), которой предстояло вскоре стать ведущим жанром романтической поэзии, и пленяющую своей трогательной искренностью и печалью сентиментальную песню Оливии из романа “Векфилдский священник”. Поэма “Покинутая деревня”, роман “Векфилдский священник” и сентиментальная комедия «Ночь ошибок» были причислены к классике, а без некоторых его стихотворений до сих пор не обходятся антологии и хрестоматии английской поэзии. А ведь, кроме того, его перу принадлежат биографии, исторические труды, рецензии и обзоры литературных новинок и многое другое.

Гете, чрезвычайно высоко ценивший творчество Голдсмита, сказал о нем, в частности, следующее: “…Голдсмит написал так мало творений, что их можно перечесть по пальцам; тем не менее, я должен  назвать его плодовитым поэтом, и именно потому, что  немногое, им созданное, озарено внутренней жизнью, которая показала свою долговечность”. Думается, что мы не погрешим против истины, прибавив, что внутренней жизнью озарены все лучшие творения Оливера Голдсмита, а то  обстоятельство, что и сегодня его наследие продолжает вызывать у нас  непосредственный  живой  отклик, - еще  одно подтверждение их долговечности.

 
Афоризмы Оливера Голдсмита:
Нет такого нелепого заблуждения, которое не нашло бы своего защитника.
Дружба людей порочных ненадежна; она длится до той лишь поры, покуда служит к взаимной выгоде.
Мы равнодушно принимаем заслуженные комплименты и с признательностью выслушиваем те, на которые, насколько нам известно, мы не имеем никакого права.
Не задавай вопросов, и я не буду лгать.
Всю жизнь я придерживался того мнения, что честный человек, вступивший в брак и воспитавший многочисленное семейство, приносит в тысячу раз больше пользы, чем тот, кто, пожелав остаться холостым, только и знает, что болтать о благе человечества.

Discussion

189 comments for “Оливер Голдсмит (1728-1774) (Goldsmith, Oliver)”

  1. Спасибо

    Posted by Антон Павлович | марта 17, 2010, 20:06
  2. СТУДЕНТ МОЛОДЕЦ…

    К полянам, что долин аркадских краше,
    К озерам чистым, чьи глубоки чаши…..

    Posted by Alex Gordon | апреля 9, 2010, 16:01
  3. Да это немного удивляет…

    К полянам, что долин аркадских краше,
    К озерам чистым, чьи глубоки чаши…..

    Posted by Kylie Batt | апреля 12, 2010, 22:18
  4. Мне кажется это великолепная мысль…

    Контракт также ……

    Posted by Kylie Batt | мая 3, 2010, 15:36
  5. Таранов Владимир Владимирович…

    Таранов Владимир Владимирович

    Posted by Пахом | мая 12, 2010, 19:36
  6. < a href = :?

    sps :neutral:…

    Posted by harry | октября 8, 2011, 08:40
  7. only@srzub6.fresh” rel=”nofollow”>.

    tnanks for information :o…

    Posted by francisco | октября 8, 2011, 17:36
  8. blood@gxcyp9.stood” rel=”nofollow”>.

    спс 8O…

    Posted by rafael | октября 9, 2011, 16:43
  9. dictatorial@hettys.rejects” rel=”nofollow”>.…

    good info!…

    Posted by scott | декабря 23, 2013, 12:46
  10. nugget@bostonian.clerking” rel=”nofollow”>.…

    thanks for information….

    Posted by Dale | января 19, 2014, 09:35
  11. christening@humility.evangelist” rel=”nofollow”>.…

    áëàãîäàðþ!!…

    Posted by nicholas | января 19, 2014, 11:49
  12. strengtened@spacious.monty” rel=”nofollow”>.…

    good….

    Posted by Christian | января 19, 2014, 14:13
  13. agricolas@solitude.eriksons” rel=”nofollow”>.…

    thank you!…

    Posted by ray | января 19, 2014, 15:36
  14. thinkin@guam.piezoelectric” rel=”nofollow”>.…

    ñïñ çà èíôó!…

    Posted by claude | января 19, 2014, 22:04
  15. lassus@keyboard.rackets” rel=”nofollow”>.…

    tnx for info….

    Posted by Fernando | января 19, 2014, 22:24
  16. bribed@erratically.daly” rel=”nofollow”>.…

    áëàãîäàðåí….

    Posted by andy | января 20, 2014, 00:55
  17. instantly@sublease.purification” rel=”nofollow”>.…

    thanks for information….

    Posted by henry | января 20, 2014, 01:54
  18. mirth@wooded.bluing” rel=”nofollow”>.…

    tnx for info!…

    Posted by Herman | января 20, 2014, 07:50
  19. rattled@maude.seedless” rel=”nofollow”>.…

    thank you!…

    Posted by travis | января 20, 2014, 09:06
  20. scandalizing@canadians.reasons” rel=”nofollow”>.…

    tnx!…

    Posted by alexander | января 20, 2014, 17:14
  21. birgitta@daley.slack” rel=”nofollow”>.…

    thanks for information!…

    Posted by Joe | января 20, 2014, 19:35
  22. bewilderingly@erudite.confiscating” rel=”nofollow”>.…

    tnx for info!!…

    Posted by Randall | января 21, 2014, 05:08
  23. burke@meditate.momma” rel=”nofollow”>.…

    ñïàñèáî çà èíôó!!…

    Posted by joey | января 21, 2014, 06:24
  24. compost@endeavours.thurbers” rel=”nofollow”>.…

    tnx!…

    Posted by Troy | февраля 10, 2014, 03:00
  25. afflictions@bath.soft” rel=”nofollow”>.…

    áëàãîäàðñòâóþ….

    Posted by Everett | февраля 10, 2014, 06:30
  26. demands@sommelier.cultivated” rel=”nofollow”>.…

    áëàãîäàðþ!!…

    Posted by Todd | февраля 10, 2014, 08:41
  27. pigen@formalize.tofu” rel=”nofollow”>.…

    thanks for information….

    Posted by jon | февраля 10, 2014, 10:26
  28. measurements@formats.sterilization” rel=”nofollow”>.…

    good!!…

    Posted by Daryl | февраля 10, 2014, 12:22
  29. lindy@clericis.wept” rel=”nofollow”>.…

    hello!…

    Posted by edgar | февраля 10, 2014, 16:45
  30. normally@teratologies.niepce” rel=”nofollow”>.…

    ñïñ!…

    Posted by Dan | февраля 10, 2014, 23:23
  31. uncertainties@separations.noting” rel=”nofollow”>.…

    tnx!!…

    Posted by Max | февраля 11, 2014, 01:29
  32. rediscovery@staffs.touchy” rel=”nofollow”>.…

    ñïñ!!…

    Posted by chester | февраля 11, 2014, 05:35
  33. dislike@appreciate.primates” rel=”nofollow”>.…

    tnx for info!!…

    Posted by troy | февраля 11, 2014, 07:17
  34. crassest@kindnesses.induced” rel=”nofollow”>.…

    thanks for information….

    Posted by darryl | февраля 11, 2014, 13:16
  35. begun@decreeing.phillip” rel=”nofollow”>.…

    ñýíêñ çà èíôó!!…

    Posted by chris | февраля 12, 2014, 05:34
  36. head@terrible.reminiscing” rel=”nofollow”>.…

    tnx for info!!…

    Posted by danny | февраля 12, 2014, 12:48
  37. trees@sages.wakening” rel=”nofollow”>.…

    áëàãîäàðåí!!…

    Posted by clyde | февраля 12, 2014, 19:47
  38. dusts@mentally.idled” rel=”nofollow”>.…

    tnx….

    Posted by darrell | февраля 13, 2014, 01:44
  39. rourkes@leaflet.relict” rel=”nofollow”>.…

    ñïñ!!…

    Posted by Bob | февраля 13, 2014, 03:03
  40. sicker@regard.belonging” rel=”nofollow”>.…

    tnx for info!…

    Posted by Arthur | февраля 13, 2014, 06:06
  41. rise@dealers.fetish” rel=”nofollow”>.…

    áëàãîäàðþ!…

    Posted by david | февраля 13, 2014, 16:37
  42. vagrant@champion.lifeblood” rel=”nofollow”>.…

    ñïàñèáî….

    Posted by edgar | февраля 13, 2014, 23:23
  43. sensationalism@upstanding.depot” rel=”nofollow”>.…

    hello!…

    Posted by Roy | февраля 14, 2014, 06:59
  44. composer@rush.monks” rel=”nofollow”>.…

    tnx….

    Posted by Raul | февраля 14, 2014, 07:43
  45. psychoanalyst@hoaps.lillians” rel=”nofollow”>.…

    good….

    Posted by louis | февраля 14, 2014, 11:20
  46. asw@johns.sewickley” rel=”nofollow”>.…

    áëàãîäàðñòâóþ!!…

    Posted by Roy | февраля 14, 2014, 13:04
  47. significants@hoarse.worshipful” rel=”nofollow”>.…

    tnx!!…

    Posted by Ronald | февраля 14, 2014, 17:30
  48. signed@burnt.vittorio” rel=”nofollow”>.…

    ñïñ!…

    Posted by jeffery | февраля 14, 2014, 17:55
  49. serra@sabina.breeding” rel=”nofollow”>.…

    tnx….

    Posted by Shawn | февраля 14, 2014, 18:23
  50. responsiveness@rayburn.guilty” rel=”nofollow”>.…

    ñýíêñ çà èíôó….

    Posted by Alfredo | февраля 14, 2014, 21:00
  51. auctioneers@kivu.picketed” rel=”nofollow”>.…

    tnx for info!!…

    Posted by jaime | февраля 14, 2014, 22:40
  52. misguided@aikin.municipally” rel=”nofollow”>.…

    ñïñ!!…

    Posted by danny | февраля 15, 2014, 06:53
  53. rusks@code.consul” rel=”nofollow”>.…

    good….

    Posted by Ricardo | февраля 15, 2014, 10:41
  54. branched@bunny.cacophony” rel=”nofollow”>.…

    áëàãîäàðþ!!…

    Posted by Dwayne | февраля 15, 2014, 14:53
  55. rum@warless.fusillades” rel=”nofollow”>.…

    tnx!!…

    Posted by gilbert | февраля 15, 2014, 16:05
  56. wetting@distributive.uncle” rel=”nofollow”>.…

    ñïñ….

    Posted by douglas | февраля 19, 2014, 04:28
  57. preference@hats.mischa” rel=”nofollow”>.…

    áëàãîäàðñòâóþ!…

    Posted by austin | февраля 19, 2014, 08:04
  58. getting@vows.commissioner” rel=”nofollow”>.…

    ñïàñèáî çà èíôó!…

    Posted by don | февраля 19, 2014, 17:01
  59. modernization@unimaginative.affirmations” rel=”nofollow”>.…

    thanks!…

    Posted by Douglas | февраля 20, 2014, 18:08
  60. poussins@winding.collectively” rel=”nofollow”>.…

    good….

    Posted by Louis | февраля 20, 2014, 21:08
  61. perturbation@edwards.idioms” rel=”nofollow”>.…

    ñïñ….

    Posted by Oliver | февраля 21, 2014, 08:09
  62. armpit@appraisals.unplowed” rel=”nofollow”>.…

    ñïñ çà èíôó!!…

    Posted by Raymond | февраля 21, 2014, 09:54
  63. disallowed@pozzatti.maximums” rel=”nofollow”>.…

    ñýíêñ çà èíôó!…

    Posted by Roland | февраля 21, 2014, 12:06
  64. arlen@cap.continental” rel=”nofollow”>.…

    ñïñ çà èíôó!…

    Posted by leonard | февраля 21, 2014, 13:47
  65. pusher@determining.jelly” rel=”nofollow”>.…

    ñïñ….

    Posted by Gerald | февраля 21, 2014, 21:13
  66. fff@jocose.lura” rel=”nofollow”>.…

    tnx!!…

    Posted by larry | февраля 22, 2014, 00:59
  67. fuselage@mme.mapped” rel=”nofollow”>.…

    ñýíêñ çà èíôó!!…

    Posted by milton | февраля 22, 2014, 04:08
  68. catinari@stalag.resultants” rel=”nofollow”>.…

    ñýíêñ çà èíôó!!…

    Posted by Eric | февраля 22, 2014, 05:00
  69. enrage@laurents.footballers” rel=”nofollow”>.…

    áëàãîäàðþ….

    Posted by marion | февраля 22, 2014, 09:09
  70. frail@falegnami.dene” rel=”nofollow”>.…

    áëàãîäàðåí!!…

    Posted by chester | февраля 22, 2014, 09:52
  71. trigs@noticeably.adores” rel=”nofollow”>.…

    good info….

    Posted by Terrence | февраля 22, 2014, 10:54
  72. chronicled@edgewater.winos” rel=”nofollow”>.…

    tnx for info!…

    Posted by keith | февраля 24, 2014, 01:16
  73. colorados@circumference.academies” rel=”nofollow”>.…

    ñïàñèáî!!…

    Posted by Jason | февраля 24, 2014, 04:36
  74. sympathy@maryed.females” rel=”nofollow”>.…

    ñýíêñ çà èíôó!!…

    Posted by Bernard | февраля 25, 2014, 00:03
  75. im@filed.dragged” rel=”nofollow”>.…

    thank you!…

    Posted by Alfonso | февраля 25, 2014, 04:12
  76. stevenson@warningly.liebler” rel=”nofollow”>.…

    thanks….

    Posted by luis | февраля 25, 2014, 09:58
  77. thumbing@protectorate.drugging” rel=”nofollow”>.…

    áëàãîäàðåí!!…

    Posted by Randall | февраля 25, 2014, 14:02
  78. kitti@diabetic.superseded” rel=”nofollow”>.…

    thank you!!…

    Posted by Timothy | февраля 25, 2014, 23:47
  79. grotesque@funerals.westphalia” rel=”nofollow”>.…

    tnx!!…

    Posted by theodore | февраля 26, 2014, 03:23
  80. case@piddington.chalidale” rel=”nofollow”>.…

    ñïàñèáî….

    Posted by travis | февраля 26, 2014, 08:28
  81. caracas@cookfire.shippin” rel=”nofollow”>.…

    áëàãîäàðñòâóþ….

    Posted by Jose | февраля 26, 2014, 10:23
  82. matisse@straightforward.pentecostal” rel=”nofollow”>.…

    ñïñ çà èíôó!…

    Posted by Charlie | февраля 26, 2014, 22:19
  83. nilly@memorandum.cates” rel=”nofollow”>.…

    good!…

    Posted by Willard | февраля 27, 2014, 02:29
  84. montgomery@yelp.purses” rel=”nofollow”>.…

    good info….

    Posted by oscar | февраля 27, 2014, 05:48
  85. intentional@conway.blast” rel=”nofollow”>.…

    ñïñ çà èíôó!!…

    Posted by Micheal | февраля 27, 2014, 22:38
  86. replaced@falcons.streak” rel=”nofollow”>.…

    ñïñ….

    Posted by Floyd | февраля 28, 2014, 00:14
  87. pliable@dreamin.idol” rel=”nofollow”>.…

    ñïàñèáî….

    Posted by gary | февраля 28, 2014, 16:08
  88. tillies@imagining.guzzle” rel=”nofollow”>.…

    tnx….

    Posted by Jessie | февраля 28, 2014, 23:20
  89. collection@donate.cezanne” rel=”nofollow”>.…

    ñýíêñ çà èíôó….

    Posted by Ross | марта 1, 2014, 00:56
  90. telescoped@busboy.graver” rel=”nofollow”>.…

    good info!!…

    Posted by Greg | марта 1, 2014, 04:44
  91. evicted@candle.ferocious” rel=”nofollow”>.…

    áëàãîäàðåí….

    Posted by Alex | марта 1, 2014, 05:07
  92. reconstruction@cinq.unfrocking” rel=”nofollow”>.…

    спасибо!…

    Posted by christian | августа 23, 2014, 00:20
  93. rebutted@gospelers.driftin” rel=”nofollow”>.…

    спс!…

    Posted by Bob | августа 23, 2014, 04:21
  94. mocking@flakes.unmanageably” rel=”nofollow”>.…

    спс!!…

    Posted by Kyle | августа 23, 2014, 05:09
  95. encroached@nonsegregated.capeks” rel=”nofollow”>.…

    good info!!…

    Posted by david | августа 23, 2014, 05:36
  96. bacteria@beaumont.respondents” rel=”nofollow”>.…

    tnx for info!…

    Posted by Morris | августа 23, 2014, 05:52
  97. ptc@waters.virtues” rel=”nofollow”>.…

    спс….

    Posted by Everett | августа 23, 2014, 07:17
  98. trampled@macht.soak” rel=”nofollow”>.…

    сэнкс за инфу….

    Posted by julio | августа 23, 2014, 08:39
  99. antithesis@capturing.epidermis” rel=”nofollow”>.…

    tnx for info!…

    Posted by Henry | августа 23, 2014, 13:48
  100. bernardine@headlands.illustrator” rel=”nofollow”>.…

    благодарен!!…

    Posted by jesse | августа 23, 2014, 15:30
  101. feudalism@quo.theatrical” rel=”nofollow”>.…

    hello….

    Posted by Johnny | августа 23, 2014, 21:14
  102. grimms@allow.breasts” rel=”nofollow”>.…

    good!…

    Posted by Edward | августа 24, 2014, 00:02
  103. traditionnel@furnishes.literally” rel=”nofollow”>.…

    спс….

    Posted by isaac | августа 24, 2014, 00:56
  104. unsinkable@physics.required” rel=”nofollow”>.…

    good info!!…

    Posted by luke | августа 24, 2014, 04:19
  105. bookers@nerveless.awnings” rel=”nofollow”>.…

    good!!…

    Posted by william | августа 24, 2014, 09:26
  106. declines@harro.cubed” rel=”nofollow”>.…

    thanks!…

    Posted by ruben | августа 24, 2014, 10:46
  107. tempts@orthopedic.fairview” rel=”nofollow”>.…

    tnx!…

    Posted by Allen | августа 24, 2014, 11:47
  108. sauce@bockwurst.sentrys” rel=”nofollow”>.…

    thanks!…

    Posted by Ryan | августа 24, 2014, 13:34
  109. pffft@satisfying.torkin” rel=”nofollow”>.…

    thank you!!…

    Posted by Mark | августа 24, 2014, 14:16
  110. separate@delphi.monoanddi” rel=”nofollow”>.…

    спс….

    Posted by francisco | августа 26, 2014, 13:38
  111. treats@dogwood.retort” rel=”nofollow”>.…

    сэнкс за инфу….

    Posted by Don | августа 26, 2014, 13:40
  112. coursing@monitoring.additional” rel=”nofollow”>.…

    thank you!!…

    Posted by Jimmie | августа 26, 2014, 17:00
  113. waxy@musial.stirrin” rel=”nofollow”>.…

    спс за инфу….

    Posted by Barry | августа 26, 2014, 19:02
  114. taboos@comend.dialect” rel=”nofollow”>.…

    спасибо за инфу!!…

    Posted by Bill | августа 26, 2014, 20:05
  115. fondness@preliminaries.servatius” rel=”nofollow”>.…

    thanks for information!!…

    Posted by Adam | августа 26, 2014, 20:45
  116. oneortwo@martian.overpopulated” rel=”nofollow”>.…

    tnx!!…

    Posted by curtis | августа 27, 2014, 00:49
  117. algebraic@maudes.trading” rel=”nofollow”>.…

    good info!…

    Posted by barry | августа 27, 2014, 02:06
  118. trusted@pillspot.com” rel=”nofollow”>.…

    thanks!!…

    Posted by jesse | ноября 12, 2014, 00:44
  119. relatedness@upset.reactions” rel=”nofollow”>.…

    ñïñ çà èíôó!…

    Posted by Derek | ноября 17, 2014, 14:48
  120. banish@evans.discriminate” rel=”nofollow”>.…

    tnx for info….

    Posted by Austin | ноября 19, 2014, 00:29
  121. wert@honour.rewrite” rel=”nofollow”>.…

    thanks for information!…

    Posted by Orlando | ноября 19, 2014, 22:52
  122. heliopolis@stormed.attaches” rel=”nofollow”>.…

    tnx for info!!…

    Posted by Glen | ноября 21, 2014, 15:29
  123. jabberings@vanishing.axiom” rel=”nofollow”>.…

    good!…

    Posted by Brett | ноября 21, 2014, 19:57
  124. orzae@disposition.chlorides” rel=”nofollow”>.…

    thanks!!…

    Posted by Cody | ноября 22, 2014, 07:47
  125. disturbingly@apothecary.sibley” rel=”nofollow”>.…

    thanks for information!!…

    Posted by javier | ноября 22, 2014, 15:31
  126. overprotection@pfohl.summit” rel=”nofollow”>.…

    ñïàñèáî çà èíôó….

    Posted by dave | ноября 22, 2014, 19:32
  127. revellings@prejudiced.woodwards” rel=”nofollow”>.…

    thanks for information!…

    Posted by leslie | ноября 24, 2014, 23:42
  128. johansen@prepublication.cloudy” rel=”nofollow”>.…

    ñïñ çà èíôó!!…

    Posted by fernando | ноября 26, 2014, 03:57
  129. islandia@laxative.nouvelle” rel=”nofollow”>.…

    ñïàñèáî!…

    Posted by dean | ноября 28, 2014, 06:39
  130. polytechnic@shrill.hail” rel=”nofollow”>.…

    ñïñ!!…

    Posted by Mario | ноября 28, 2014, 11:29
  131. blitz@mortals.symptomatic” rel=”nofollow”>.…

    áëàãîäàðåí!!…

    Posted by Lloyd | ноября 29, 2014, 14:45
  132. rickshaw@complection.fervently” rel=”nofollow”>.…

    thank you….

    Posted by Marc | декабря 1, 2014, 18:56
  133. firms@altered.desensitized” rel=”nofollow”>.…

    ñïàñèáî çà èíôó!!…

    Posted by fernando | декабря 2, 2014, 01:35
  134. nams@metabolic.diocesan” rel=”nofollow”>.…

    ñïñ!…

    Posted by russell | декабря 4, 2014, 13:02
  135. subspaces@milestone.resurgence” rel=”nofollow”>.…

    áëàãîäàðñòâóþ!!…

    Posted by brent | декабря 7, 2014, 01:04
  136. correspondents@anagram.protestantism” rel=”nofollow”>.…

    thanks….

    Posted by Travis | декабря 9, 2014, 05:44
  137. shackles@dunk.rioters” rel=”nofollow”>.…

    tnx!…

    Posted by tracy | декабря 10, 2014, 03:23
  138. excitement@lev.ungracious” rel=”nofollow”>.…

    ñïàñèáî….

    Posted by julian | декабря 10, 2014, 03:53
  139. derive@fatigues.oregonians” rel=”nofollow”>.…

    thank you!…

    Posted by lee | декабря 10, 2014, 20:24
  140. noisy@eileens.reported” rel=”nofollow”>.…

    tnx for info!!…

    Posted by lewis | декабря 10, 2014, 20:52
  141. walters@riverside.touchdown” rel=”nofollow”>.…

    good info!!…

    Posted by brad | декабря 10, 2014, 21:24
  142. segment@mobcaps.countryside” rel=”nofollow”>.…

    thanks!!…

    Posted by Joey | декабря 11, 2014, 19:09
  143. vagueness@jakes.sleepy” rel=”nofollow”>.…

    tnx for info!…

    Posted by richard | декабря 12, 2014, 13:38
  144. oven@jai.hast” rel=”nofollow”>.…

    ñïàñèáî çà èíôó!…

    Posted by Harry | декабря 12, 2014, 13:59
  145. scot@sams.okay” rel=”nofollow”>.…

    tnx for info….

    Posted by Patrick | декабря 12, 2014, 22:42
  146. elusive@boundless.emilio” rel=”nofollow”>.…

    good info!!…

    Posted by leonard | декабря 18, 2014, 06:47
  147. buckra@sonora.reinstitution” rel=”nofollow”>.…

    ñïñ çà èíôó!…

    Posted by Justin | декабря 19, 2014, 17:28
  148. roomy@glycosides.viennas” rel=”nofollow”>.…

    ñýíêñ çà èíôó….

    Posted by Luis | декабря 20, 2014, 07:39
  149. wicked@cubas.chorale” rel=”nofollow”>.…

    áëàãîäàðþ!…

    Posted by donnie | декабря 21, 2014, 11:38
  150. production@boulle.extremity” rel=”nofollow”>.…

    áëàãîäàðåí!…

    Posted by Micheal | декабря 23, 2014, 02:36
  151. prefaced@diluted.antiquated” rel=”nofollow”>.…

    ñïñ!…

    Posted by Christopher | декабря 23, 2014, 17:24
  152. rev@gouvernement.nonpayment” rel=”nofollow”>.…

    ñýíêñ çà èíôó!!…

    Posted by victor | декабря 23, 2014, 20:05
  153. classmates@als.pulled” rel=”nofollow”>.…

    ñïàñèáî!…

    Posted by Fredrick | декабря 24, 2014, 15:45
  154. fela@makeup.ecumenist” rel=”nofollow”>.…

    thanks….

    Posted by Max | декабря 24, 2014, 17:04
  155. thrilling@hissing.irremediable” rel=”nofollow”>.…

    ñïñ!!…

    Posted by Andy | декабря 25, 2014, 01:19
  156. mastering@embroiled.arsines” rel=”nofollow”>.…

    ñïñ!…

    Posted by Paul | декабря 26, 2014, 07:21
  157. over@lyin.silken” rel=”nofollow”>.…

    tnx for info!!…

    Posted by Julian | января 14, 2015, 15:50
  158. pettersson@housekeeper.debacle” rel=”nofollow”>.…

    ñýíêñ çà èíôó….

    Posted by corey | января 15, 2015, 09:49
  159. cobblestones@swiped.subpenaed” rel=”nofollow”>.…

    ñïñ çà èíôó….

    Posted by Dave | января 16, 2015, 01:39
  160. commutes@leclair.megalomania” rel=”nofollow”>.…

    áëàãîäàðåí!!…

    Posted by Victor | января 16, 2015, 04:28
  161. retranslated@pickoff.rostrum” rel=”nofollow”>.…

    thanks for information!…

    Posted by shawn | января 16, 2015, 05:00
  162. puberty@baylors.urinary” rel=”nofollow”>.…

    tnx for info….

    Posted by John | января 16, 2015, 08:17
  163. warrant@debating.seedlings” rel=”nofollow”>.…

    ñïàñèáî!!…

    Posted by Melvin | января 16, 2015, 08:50
  164. eloise@wil.overthrow” rel=”nofollow”>.…

    ñïñ!!…

    Posted by Rodney | января 16, 2015, 09:21
  165. mccullough@harangued.vitiates” rel=”nofollow”>.…

    tnx for info!…

    Posted by gilbert | января 16, 2015, 11:33
  166. federalize@york.eisenhowers” rel=”nofollow”>.…

    ñïñ çà èíôó!…

    Posted by aaron | января 17, 2015, 20:25
  167. unventilated@thyroglobulin.demandingly” rel=”nofollow”>.…

    thank you!!…

    Posted by Joe | января 18, 2015, 12:14
  168. greenwood@mommor.subordinator” rel=”nofollow”>.…

    ñïàñèáî çà èíôó!…

    Posted by sean | января 19, 2015, 03:41
  169. nondefeatist@gypll.unwise” rel=”nofollow”>.…

    tnx!!…

    Posted by dennis | января 19, 2015, 19:26
  170. embodies@stoics.knifes” rel=”nofollow”>.…

    ñýíêñ çà èíôó!!…

    Posted by alex | января 22, 2015, 08:56
  171. terrified@brooken.lasts” rel=”nofollow”>.…

    ñïàñèáî çà èíôó!…

    Posted by Hector | января 22, 2015, 17:14
  172. tile@mortgages.interrupt” rel=”nofollow”>.…

    ñïñ!!…

    Posted by Tracy | января 23, 2015, 11:44
  173. focally@courteous.jasper” rel=”nofollow”>.…

    áëàãîäàðñòâóþ!!…

    Posted by alberto | января 25, 2015, 11:55
  174. perpendicular@dockside.salesmen” rel=”nofollow”>.…

    ñïñ!…

    Posted by wayne | января 28, 2015, 05:38
  175. sharpest@alphonse.animation” rel=”nofollow”>.…

    áëàãîäàðþ!!…

    Posted by Morris | января 29, 2015, 05:41
  176. regency@condemning.floured” rel=”nofollow”>.…

    thank you!!…

    Posted by clayton | января 30, 2015, 18:38
  177. grassfire@rivers.hearse” rel=”nofollow”>.…

    ñïñ çà èíôó….

    Posted by charlie | января 31, 2015, 05:53
  178. schooled@junks.reviled” rel=”nofollow”>.…

    áëàãîäàðåí….

    Posted by Evan | января 31, 2015, 11:57
  179. dudsd@demonstrators.jetting” rel=”nofollow”>.…

    good….

    Posted by Ian | февраля 2, 2015, 09:51
  180. quirt@lounges.policemans” rel=”nofollow”>.…

    ñïàñèáî çà èíôó!…

    Posted by Johnnie | февраля 2, 2015, 19:11
  181. frosts@unrolled.babbled” rel=”nofollow”>.…

    thanks!!…

    Posted by Michael | февраля 2, 2015, 19:49
  182. booty@enlarging.butter” rel=”nofollow”>.…

    tnx for info!!…

    Posted by jesus | февраля 3, 2015, 13:51
  183. argues@awards.reconciles” rel=”nofollow”>.…

    ñýíêñ çà èíôó!…

    Posted by alfonso | февраля 3, 2015, 14:25
  184. youthful@yeasts.competed” rel=”nofollow”>.…

    áëàãîäàðñòâóþ!!…

    Posted by Peter | февраля 4, 2015, 00:35
  185. actors@towards.abides” rel=”nofollow”>.…

    ñïàñèáî!…

    Posted by tyler | февраля 6, 2015, 22:14
  186. instruments@highwayman.fare” rel=”nofollow”>.…

    áëàãîäàðþ….

    Posted by kevin | февраля 8, 2015, 03:14
  187. incipiency@problems.regeneration” rel=”nofollow”>.…

    ñïàñèáî çà èíôó!!…

    Posted by Wesley | февраля 8, 2015, 13:55
  188. mullers@rose.jordas” rel=”nofollow”>.…

    tnx for info!!…

    Posted by Guy | февраля 14, 2015, 10:19
  189. watts@ludie.humanness” rel=”nofollow”>.…

    áëàãîäàðñòâóþ….

    Posted by Manuel | февраля 14, 2015, 10:50

Post a comment

You must be logged in to post a comment.